Интервью с Руководителем Республиканской службы по тарифам Донецкой Народной Республики Александром Алиповым для еженедельной газеты “Донецкое время”
Ежедневно мы пользуемся коммунальными услугами, как-то даже привыкнув к тому, что тарифы на них не повышаются. Но это не манна небесная, а кропотливый труд работников жилищно-коммунального хозяйства, и не только производственного персонала, но и специалистов экономического блока, занимающихся, так сказать, тарификацией нашего быта. Вот о них и пойдет наш разговор с Александром Алиповым, руководителем Республиканской службы по тарифам Донецкой Народной Республики
– Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о вашей службе. Каковы ее основные функции?
– Отвечу официальным языком. Республиканская служба по тарифам – орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере государственного регулирования тарифов. 16 августа 2016 года было издано Постановление Совета Министров Республики о создании нашей службы. Мы осуществляем регулирование цен на товары, работы, услуги, а также контроль их применения в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, пассажирского транспорта, на рынке природного газа, деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
– И сколько человек занимается всем этим непростым делом?
– В штате у нас 39 человек. Не так много, как может показаться. Как вы верно заметили, дело непростое и весьма разноплановое. Если говорить подробней о кадровом составе, то 66 процентов работающих – женщины. И образование сотрудников службы охватывает более 20 сфер деятельности. Это к теме разноплановости. (Улыбается.)
– Получается, именно ваша служба определяет тарифы на различные виды услуг?
– Я бы не стал так однозначно формулировать. Работа над тарифами – это взаимодействие различных государственных структур, коммунальных предприятий. Но мы является основным регулятором.
– Есть какие-то базовые принципы установления тарифов?
– Безусловно. Начало начал – экономическая оценка. Как говорится, считаем «дебет-кредит» по каждому виду услуг, предоставляемых каждым предприятием Республики. Основной метод регулирования – метод экономически обоснованных затрат. При этом полученные экономические показатели соотносятся с социальными факторами. Тарифы должны быть соразмерны с доходами людей. Чтобы сохранить этот баланс мы ищем пути экономии для снижения затрат. Есть еще один метод расчета – сравнение аналогов. Он используется, когда в силу обстоятельств, как правило, связанных с боевыми действиями, нет возможности, в полном объеме, произвести необходимые расчеты. Но в любом случае во главу угла ставится социальный фактор.
– Не ошибусь, если скажу, что именно исходя из социальной направленности, сотрудники вашей службы проводят личные приемы граждан?
– Это очень важный аспект нашей работы. С начала года нам поступило 79 обращений граждан, в том числе и в ходе личных приемов. Довольно часто люди обращаются с вопросами перерасчета тарифов для их конкретного случая. Естественно, помогаем. Например, нами были установлены льготные тарифы на электрическую энергию для жителей поселка Гольмовский на период с 18 января по 18 ноября 2015 года, когда был поврежден газопровод и прекращена подача газа на поселок. Совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства дано письмо-разъяснение по урегулированию вопросов оплаты услуг по опломбированию (распломбированию) приборов учета воды и тепловой энергии, а также направлено три письма – предупреждения субъектам хозяйствования о прекращении взимания платы за содержание домов и придомовых территорий по завышенному тарифу с жильцов общежитий.
– На протяжении практически трех лет тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Республике остаются неизменными, в отличие от Украины. За счет чего это удается?
– Уточню. Нынешние тарифы на услуги ЖКХ в Республике остались на уровне не трех, а, как минимум, пятилетней давности. За счет чего? Во-первых, максимально рациональное использование всех ресурсов, в том числе экономия. В основном по объему потребляемых энергоресурсов. И конечно, гуманитарная помощь из России и других стран. Это всевозможное оборудование, материалы. Кроме этого, внутри самой коммунальной системы есть взаимные требования и обязательства, поэтому происходит внутреннее регулирование.Благодаря комплексу этих мер мы удерживаем ситуацию. Кстати, коммунальным предприятиям, в общем-то, хватает доходов, чтобы выплатить заработную плату, купить необходимые расходные материалы. Да, трудно. Бывает работа и в «ручном» режиме. Но другого в войну и быть не может. Не знаю, кому еще это удавалось в мире, но мы справляемся.
Есть еще один немаловажный фактор. Это, так называемый, минимальный потребительский бюджет и потребительская корзина, мы за этим следим. Поэтому, исходя из всего сказанного, сегодня не видим предпосылок для повышения тарифов. Этот вопрос даже не витает в воздухе. О нем кто-то где-то пытается заводить речь. Но не у нас, а на той стороне. Создается впечатление, что там наши тарифы интересуют больше, чем их собственные проблемы. А у нас сегодня Донецк чистый, необычайно чистый и розы расцвели, подчеркну, что только на территории Донецка миллион роз, а по всей Республике более двух. Я называю коммунальников героями. Вот только что артиллерия ВСУ разрушила подстанцию, а энергетики сразу же берутся за ее восстановление. И через короткий промежуток времени у людей есть и свет, и тепло, и вода. Этим людям надо в пояс поклониться.
– Мы можем говорить, что сохранение уровня тарифов – это, прежде всего, социальная защита граждан нашей страны?
– Иначе и быть не может. Доля расходов на коммунальные услуги у нас составляет около 6 процентов от доходов граждан. В сравнении с европейскими странами – это самый низкий процент (Франция – 26,4%, Германия – 24%, Украина – 16,2%, Россия – 10,7%). Наши услуги жизнеобеспечения самые доступные. Приведу наглядные примеры. Плата за услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий в среднем составляет 85–130 рублей на человека, в зависимости от степени благоустройства жилья. Стоимость электроэнергии при потреблении 150 кВт в месяц составляет 93 рубля. За 93 рубля среднестатистическая семья из 3-х человек, проживающая в 2-комнатной квартире, целый месяц пользуется телевизором, бытовой техникой, освещением, компьютером и другими благами цивилизации. Семья из 3-х человек, при наличии горячего водоснабжения, ежемесячно расходует около 18 кубических метров газа, что составляет 42 рубля. Вы сами можете оценить, что еще на эту же сумму семья может позволить себе купить. Как говорится – все познается в сравнении.
– Как понимаю, говорить о какой-то прибыли коммунальным предприятиям не приходится?
– Вы правильно понимаете. Это не бизнес-структуры. Если у них образовывается прибыль, значит где-то они плохо сработали – недовложили средства в инфраструктуру города, что-то недоремонтировали. Они работают для людей, обеспечивают им необходимые условия для проживания. И при этом еще и «наваривать» не имеют права. Коммунальные предприятия должны стремиться эффективно тратить средства, которые им заплатили наши жители. На том и стоим. Хочу привести слова Главы нашего государства Александра Захарченко. Они как нельзя лучше характеризуют положение дел: «В нашей сложной ситуации понятно, что ценовая политика и зарплаты не всегда могут соответствовать мирному времени, но стараемся сделать все, чтобы люди могли максимально платить ЖКХ. Некоторые тарифы, например, на воду и электроэнергию, не поднимались с 2010 года. И мы не делаем этого сейчас».
– Ваша служба оценивает уровень оплаты коммунальных услуг?
– Это, по большей части, прерогатива Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Но мы тоже держим руку на пульсе. С позиций оценки экономической деятельности предприятий. Должен сказать, что средний уровень оплаты в 80 процентов – достаточно высокий в условиях войны. К слову, в Украине более половины населения не может своевременно оплачивать коммунальные услуги. Думаю, высокий уровень у нас – это оценка людьми того, что делают коммунальники. Это даже больше, чем просто оплата. Это сознательность людей, их гражданская позиция. Хотя есть над чем работать. Как сами знаете, самые дисциплинированные – люди старшего поколения. В этом, я бы сказал, видно их советское воспитание. Молодежь в этом смысле менее дисциплинированная. Но когда в определенный момент возникает вопрос «у вас долг в 3 000 рублей, и мы отключим электроэнергию», чуть ли не мгновенно оплачивают. Пользуясь случаем, хочу сказать, тот, кто не оплачивает услуги коммунальных служб, просто не уважает героический труд этих людей.
– В нашей Республике расчет тарифов базируется на экономических критериях, но с обязательной поправкой на социальные вопросы. Чего не скажешь об Украине. Как вы считаете, непомерная стоимость услуг украинских ЖКХ – это пагубное стремление «под козырек» выполнить все требования западных кредиторов или алчность власть предержащих, которые торопятся как можно больше “наскирдовать”, пока они еще у руля? Плюс жажда наживы олигархическими кланами? По большому счету, в этом – антинародная политика украинского государства?
– Все, что вы сказали – присутствует. И требования МВФ, и желание получить прибыль со всего. Отсюда – олигархия. В моем понимании у нас самым богатым может быть только – государство, которое обеспечивает всем гражданам необходимые условия жизни. Тогда у всех будут равные возможности и доступ к услугам. А наша служба является одним из инструментов нашего государства. Именно в этом контексте мы работаем. Украина же делает все, чтобы забрать у народа его доходы. Значит, людям ограничивают доступ к образованию, медицине, занятиям спортом. Этими благами могут пользовать только те, у кого высокие доходы. Но их, сами понимаете, не так уж много. Мы же сейчас формируем такую экономическую модель, когда все обладают равными правами и возможностями.
– В этом и есть народовластие?
– Именно так. Сейчас мы планомерно работаем над тем, чтобы стоимость воды, тепла, газа, света не зависела от места жительства человека. Пенсии-то, к примеру, начисляются по единому законодательству. Или оплата труда производится по единым тарифным ставкам (окладам) для работающих. Почему тогда в Горловке проезд в муниципальном транспорте 2 рубля, в Донецке – 3, а в Харцызске – 4? Во всех этих городах живут наши люди. Сейчас мы направили в вышестоящие инстанции наши предложения по устранению такого несоответствия. Кстати, разница тарифов для разных населенных пунктов – это украинский подход. И мы целенаправленно изменяем эту ситуацию. Не все и не сразу можно привести к одному знаменателю. Но мы к этому идем. Нельзя ломать старое, а только потом начинать строить новое. Все должно протекать эволюционным путем, тогда старое отомрет естественным образом.
– Александр Николаевич, можете подытожить наш разговор, так сказать, всеобъемлющим определением вашей службы?
– Конечно, могу. Республиканская служба по тарифам, как орган государственного регулирования тарифов, стоит на страже интересов граждан при рассмотрении экономической обоснованности цен (тарифов) на жилищно-коммунальные и другие жизненно необходимые услуги для населения. В этом определении, как в капле воды, отражены направления и принципы нашей работы.
Автор Олег АНТИПОВ. Фото Захара ЖАВОРОНКОВА
Газета «Донецкое время», 28 июня 2017, № 25 (90)